Skip to main content

Российские авиакомпании недавно получили инструкцию, как действовать в случае угона/угона самолета. Разработкой методических рекомендаций для экипажа занималось Росавиация. Росавиация составила список из 15 аэропортов, которые могут быть использованы для вынужденной/аварийной посадки угнанных самолетов. Работники авиакомпаний и работников аэродромов регулярно проходят инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях.

Нормативная база

Рассылка методических рекомендаций авиакомпаниям, содержащих порядок совершения захвата/угона воздушного судна, а также определения аэродромов для вынужденной/вынужденной посадки, осуществлена ​​22.09.2022. Документ заверил глава Росавиации Александр Нерадько. Разработка методики стала результатом заседания оперативного штаба Национального антитеррористического комитета, состоявшегося 12.14.2021. Инструкция составлена ​​на основании постановления правительства № 943 от 15.08.2018, которым разработаны правила взаимодействия различных ведомств и проверки данных о возможном теракте на объекте транспортной инфраструктуры.

Порядок действий при возникновении аварийной ситуации на авиационном объекте

В учебном пособии предлагается определенная последовательность действий при угоне/захвате воздушного судна. Инструкция дополнена перечнем российских аэродромов, которые могут быть использованы для вынужденной/вынужденной посадки самолета. В этот список вошли 2 аэропорта МАУ (Московский авиаузел), а также 13 крупнейших взлетно-посадочных полос регионального значения. При подтверждении захвата самолета:


Его экипаж выбирает один из них для вынужденной посадки.



Члены группы передают данные о ЧП диспетчерам Госкорпорации по ОрВД, а также в ЦУП авиакомпаний по радиосвязи.



Компетентные органы (УВД, МСС) передают полученные данные в территориальные управления ФСБ, МВД, Минобороны и получают от них указания о дальнейших действиях.


Регламент не содержит подробных рекомендаций для аэропортов — детальные механизмы реагирования прорабатываются внутри ведомства (авиакомпании, аэропорта) и согласовываются с регулятором в лице Росавиации. Так, в Домодедово регулярно отрабатываются аварийные ситуации. С учетом российского законодательства и международной практики в департаменте разработан четкий алгоритм действий сотрудников в случае возникновения нештатной ситуации.

Уровень подготовки российских авиакомпаний

Представитель Red Wings Lines рассказал, что у каждой авиакомпании в РФ есть свой план аварийного реагирования (называемый ERP). Он предусматривает порядок действий в случае несанкционированного нарушения работы перевозчика. Он одобрен Федеральным агентством воздушного транспорта. ERP регулярно обновляется на основе ее рекомендаций.

Сотрудники S7 Airlines также пользуются инструкцией о том, как действовать в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Весь личный состав, особенно экипаж, один раз в год проходит инструктаж по авиационной безопасности.

По инсайдерской информации, большинство самолетов РФ оснащены датчиками управления воздушным движением, автоматически передающими информацию диспетчерам. Код 7700 используется для шифрования аварийной ситуации на борту, а 7500 – для захвата самолета. Но Росавиация, Минтранс и крупные авиакомпании эти данные не подтвердили.

Попытки воздушного терроризма в истории страны

Попытки угона/захвата самолетов предпринимались еще со времен СССР. За время существования Советского Союза их было около 30. Так, в 1988 году экипаж и пассажиры Ту-154, следовавшие рейсом Иркутск-Курган-Ленинград, взяли в заложники джазовый ансамбль семьи Овечкиных. Они потребовали перенаправить самолет в Великобританию (у них было оружие и взрывчатка). При штурме самолета спецслужбами погибли 9 человек.

В период 1900-2001 гг. было предпринято около 15 попыток угона самолетов. Самые громкие из них:


захват Ту-154 после рейса Махачкала-Москва (2000 г.). Террорист пытался изменить курс на Тель-Авив, но экипажу удалось посадить самолет на израильской военной базе. Потерпевших при задержании преступника не было;



угон лайнера рейса Стамбул-Москва (2001 г.). Трое террористов пытались перенаправить самолет в Саудовскую Аравию, но им удалось посадить его в Медине. При штурме самолета погиб один захватчик, но погибли стюардесса и 1 пассажир.


Последнее ЧП на борту самолета произошло после вылета из Домодедово (2010 г.). Тогда пассажир рейса из Минеральных Вод добивался прямой связи с правительством РФ. Поскольку нападавший не был вооружен, его быстро задержали.

Большинство попыток угона было предпринято в советское время. Это могло быть спровоцировано попытками преступников нелегально перебраться в капиталистические страны. Но за последние 20 лет, по словам Александра Ланецкого, генерального директора компании «Дружелюбный АвиаПоддержка», эта тенденция пошла на спад. Причиной этого стало совершенствование предполетного досмотра пассажиров, систем безопасности аэропорта. Сейчас спецслужбы многих стран мира сосредоточены на борьбе с международным терроризмом. Но Ланецкий считает, что с учетом обострения внешнеполитической ситуации установленный регламент необходимо обновить.

Контроль безопасности авиаперевозок

Принципиальный алгоритм действий при захвате/угоне воздушного судна регламентируется:


Токийская конвенция (12.04.1969);



Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (принята в Гааге 14 октября 1971 г.);



Монреальский договор (1999 г.).


Россия ратифицировала эти международные договоры, но они содержат только ключевые рекомендации по угону. Подробные инструкции для аэропортов и авиакомпаний разрабатываются странами отдельно, во взаимодействии с регулирующими органами (в случае Российской Федерации – Росавиацией).

Согласно Гаагской конвенции о каждой попытке угона воздушного судна необходимо сообщать в ИКАО. И хотя Российская Федерация исключена из руководящего состава Международной организации гражданской авиации, это не снимает с нее ответственности. В условиях международной напряженности не стоит замыкаться в борьбе с преступной деятельностью на объекте авиатранспортной инфраструктуры.

25-10-2022

Оставить комментарий