
Создание условий для восстановления иностранных турпотоков за счет дружественных стран эксперты обсудили в ходе сессии «Въездной туризм в современных условиях: направления и факторы привлечения иностранного турпотока», которая прошла в рамках выставки «Отдых». .
Модератором дискуссии выступил Алексей Венгин, сопредседатель Комитета РСТ по въездному туризму, генеральный директор медиахолдинга Profi.travel. По его мнению, есть три фактора, которые сдерживают развитие въездного турпотока в Россию. Среди них экономические и геополитические трудности, на которые не может повлиять туристическая отрасль. Однако компании должны работать с продвижением, способствовать тому, чтобы Россия узнавалась на рынке как страна, по которой интересно путешествовать — и не только в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, необходимо научить региональных туроператоров и отельеров работать с входящим потоком, с которым многие из них просто не знакомы.
Тема стала особенно актуальной в связи с обращением Ростуризма в МИД с предложением запустить программу электронных виз по списку из 52 стран, которое было согласовано, а затем отложено из-за пандемии. РСТ понимает, почему разговор об этом возобновился именно сейчас.
«На фоне спада экспорта государство видит шанс поддержать экономику за счет несырьевого сегмента рынка, ключевым из которого является туризм. Въезд в нашу страну действительно должен быть максимально простым и доступным, в первую очередь для туристических групп. Такие путешественники не сталкиваются с проблемой использования банковских карт в России, не оказываются в тупике при поиске нас на Booking.com», — говорит и.о. Президент РСТ Илья Уманский.
Для эффективной работы по въезду г-н Уманский также считает важным отказаться от принципа паритета в вопросах авиаперевозок. Не секрет, что иностранные авиакомпании допускаются на российский рынок в той же мере, в какой российские авиакомпании присутствуют на зарубежных рынках. Отход от этого принципа может повысить интерес иностранных перевозчиков. Кроме того, стоит напомнить, что МИД принял во внимание распоряжение Владимира Путина об отмене визового режима для групп иностранных туристов.
Прогнозировать сроки реализации этих решений на практике сложно, поэтому Алексей Венгин рекомендует использовать существующие инструменты для стимулирования входа. В настоящее время межправительственные соглашения об отмене визового режима заключены с несколькими десятками стран. Несмотря на то, что не все из них можно считать перспективными с точки зрения туризма, выделить государства, заинтересованные в поездках в Россию, вполне возможно. В 2019 году в страну въехало почти 1,5 млн китайских туристов, причем около 60% этого турпотока было групповым безвизовым. В прошлом году вступило в силу соглашение о взаимных безвизовых групповых турах для граждан России и Ирана, поэтому туроператоры имеют возможность в самое ближайшее время начать работу с иранскими туристами.
Большинство российских регионов могут заинтересовать граждан Армении, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Молдавии, Азербайджана, Белоруссии. Рост турпотока из этих стран уже фиксируется, например, на курорте Красная Поляна.
Ряд российских территорий стал привлекать туристов из Объединенных Арабских Эмиратов, Израиля и Катара посредством выставок, роуд-шоу и презентаций. Например, Санкт-Петербург работает как с ближним, так и с дальним зарубежьем. Регион видит позитивное отношение иностранцев и желание открыть для себя Россию. Москва и Санкт-Петербург являются наиболее узнаваемыми и остаются самыми привлекательными направлениями для посещения иностранцами. Об этом рассказал председатель Ассоциации туристических агентств северных регионов Индии (TAAI-NR) Раджан Сегал. Однако, как признал генеральный директор Alsyahi Saudi Arabia Абдулмонем Алали, туристы в Саудовской Аравии знают о Казани, Владимире, Калининграде и даже Новосибирске. Денис Мальцев, заместитель начальника отдела продвижения и маркетинга Комитета по туризму Мурманской области, отметил, что регион в настоящее время ориентирован на азиатский рынок, который традиционно любит «охотиться» за северным сиянием.
«Существенным ограничивающим фактором для поездок в Россию сегодня является транспорт. Цены на билеты выросли на 30-70% в зависимости от направления.
Мы считаем, что субсидирование полетов в Россию из стран, обеспечивающих значительный турпоток, было бы хорошим подспорьем для восстановления входа. Например, организация перелета из Дубая в Москву обойдется примерно в 60 000 долларов. Предположим, государство возьмет на себя 50% расходов, 30 000 долларов. На рейсе 200 пассажиров, туристы потратят в России по 2000 долларов каждый. Это $400 000, которые страна получит с одного рейса», — предполагает Илья Уманский.